Давно не секрет, что некоторые звуки, а точнее, вибрации, создаваемые этими звуками, определенным образом воздействуют на пространство и человеческое тело.

Ведические гимны и мантры, произносимые на санскрите это звуковые вибрации, с помощью которых пандиты (ученые брамины) обращаются к Божествам. Рецитация, особым образом, произношение текстов «священной речью». В это заключен основной принцип технологии ягьи.

Веды и ягьи.

В наше время классифицировано 4 основных ведических текста: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Их называют ведой. Ригведа (дословно «веда гимнов») - первая из вед. Это собрание преимущественно религиозных гимнов, но в них встречаются наставления по оздоровлению и социальным нормам поведения. Самаведа (движение самости) – ритуальные песнопение обращенные к маха бхутам, ко всему живому. Эти тексты с музыкальным уклоном. Они используются только в специальных или маха ягьях. Яджурведа (Веда жертвенных формул) - собрание изречений и молитв, которыми сопровождается жертвоприношение и которым приписывается магическая сила. Существует два направления Шукла и Крышна Яджурведа. Атхарваведа (знание силы слова, тексты заклинаний) — множественные обряды и заговоры (то, что сохранилось и в России из вед).

Все остальные тексты, принято считать ведической литературой или упаведой (младшей ведой). Такие как Упанги, Веданги, Шикша, Кальпа, Джойтиш, Йога, Веданта, Дханур веда, Стхапатья веда, Пурана, Смрити... и пр. - дополнения, ведическая литература. Это комментарии, написанные просветлёнными мудрецами в связи с тем, что люди стали более невежественными, и потеряли со временем способность воспринимать веду целиком. По этому потребовались разъяснения к основным текстам вед.
Каждая веда подразделяется на разные тексты в соответствии со своим предназначением, и исполняется специальными размерами несколькими способами. Иногда используется специальная «шифровочная» комбинация, текст преобразовывают для того что бы добиться определенного результата или воздействия.

В наше время, в ведических церемониях (ягьях) пандиты используют сочетания разных «кусков» вед, соответствующие заданной теме, так, что в целом получается самостоятельный текст. Но его нельзя взять и записать на устройство и воспроизводить в следующий раз, для осуществления похожего действа. Это так не работает.

Где проводится процедура. Место для ягьи.

Лучшим местом проведения ягьи считается или место силы или место, где кто-то выполнял тапас. В наше время это как правило определенный храм. Но не всегда. Это может быть и дерево или место у реки. У священной реки Кавери или Ганги например. Для больших ягий, которые свершаются в ведические праздники или заказываются специально, сооружают специальные сооружения. Они напоминают (если смотреть сверху) летящую птицу или квадратную площадку со ста и более кундами (место горения огня), но и они обычно строятся рядом с храмами и потом такое сооружение уничтожается.

Подготовительный процесс.

Подготовительный процесс является неотъемлемой частью самой ягьи.
Основные предметы, участвующие в ритуале ягья это лики Дэват и калаши. Калаши могут быть как из драгоценных металлов так и из меди, тали (брас). Калаш выполнен в виде кувшина без ручки. Колокол, подсвечники, специальные чаши. Из ингредиентов – это обязательно куша (священная трава), дурба, специальные ингредиенты. Множество всяких орехов, специально собранных палочек, только новые ткани, новое сари для пурнавати, масло гхи, молоко, мед, благовония и конечно же сладости. Это все доступные сладкие фрукты. И конечно же море цветов.

В ягье, кроме расставления всех ритуальных предметов по местам, есть еще один интересный и мистический процесс. Это рисование янтр и разрисовывание кунды. Кунда — это место, где зажигается и горит в процессе подношения жертвенный огонь. Кунда это место, где кормят Агни и призывают других божеств прийти за своей долей подношений. Кунда обкладывается с четырех сторон кушой (специальной травой) в определенном порядке, и разрисовывается сухими красками вручную. Это выглядит очень красиво.
Так же для каждой ягьи рисуют соответствующую янтру или несколько янтр.

Из каких частей состоит ягья.

Начинается ягья всегда с гимна Ганапати (реже с гимна Вишну или Шиве). Делается отдельное подношение для устранения всех препятствий и для получения благословления на проводимую ягью.
После приветствуется Божество, которое покровительствует тому месту, где проводиться ягья.
Далее звучит санкальпа (обет и выражение намерения). В Санкальпе произноситься текст о том, какой выбран день для проведения ягьи (мухурта - благоприятное время), в каком месте будут совершаться жертвоприношение, каким человеком. Ягья совершается именно человеком и от его имени. Это очень важно понимать. Конкретно указывается его место воплощения через систему вычисления, принятой в джйотише. Пандиты не посредники, они - ученые, обладающие знанием и сведущие в процедуре, как ПРАВИЛЬНО сделать действие (ягью). Поэтому в Санкальпе произносится имя (имена) того или тех, кто вызвался эту ягью совершить. Кто имеет намерение сделать действие.

После призываются Нава граха (9 планет) и Панча махабхута (5 первоэлементов). Для этого устанавливаются калаши и заполняются водой. Количество калашей зависит от того, одному или нескольким Божествам делается ягья. В главные калаши призывается Божество, в другие — 5 первоэлементов. Полная форма калаша – это сама чаша, бетелевые листья, целый чищеный но не открытый кокос, окрашенный куркумой и кум-кумом, рис и цветы. Во время повторения гимнов и призыва деват, вода в калашах освящается приходящим Божеством. В дальнейшем этой водой благословляется человек (или его фото), сами пандиты, место вокруг, кунда, а так же все подношения. Эти подношения по окончании церемонии станут прасадом - освященной пищей.

Арати - церемония оживления Агни. Разжигания священного агня через карпуру. Предложение алтарю пяти первоэлементов: огня, воды, воздуха, земли и эфира. Действие Благословления всех присутствующих через пандитов. Намаскара - поклон алтарю и пандитам (этот поклон делается несколько раз за всю церемонию ягьи. Дакшина - материальное подношение Богам через пандитов.

После Санкальпы и арати Пандиты делают джапу (повторение мантр) и параяну (специальный ритуал) наговаривая порой по несколько тысяч мантр. Этот ритуал считается интимным, не предназначенным для всеобщего обозрения и поэтому четки перебираемые пандитами в процессы повторения прикрываются под куском материи (дхоти) или держатся в специальном мешочке.

Далее от алтаря ягья перемещается к кунде, где совершается, собственно, жертвоприношение огню - хома. Возжигается особым образом огонь. Сразу без остановки читаются специальные защитные тексты из Яджурведы. Потому что на хому слетаются не только Божества! В кунду, постоянно наговаривая тексты из гимнов и произнося мантры Пандиты льют масло гхи, бросают отварной рис, священную траву дурба, мелкий хворост. В специальных ягьях помимо риса или вместо него используется что-то другое (например, черный кунжут в поминальной ягье, или красный перец в ягье к Пратьянгири Деви). Приготавливается специальная «каша», иногда несколько ведер! Гимны поются каждой планете или какому-то конкретному Божеству. Обычно негативное влияние планеты видно по тому, как горит огонь, появляется ли черный дым или его очень много. И все всегда по-разному, хотя ингредиенты одни и те же. Те же сухие дрова и свежая дурба, вареный рис, свежее гхи. Индивидуальный гороскоп человека можно буквально «читать» по «реакции огня» на происходящее подношение. Иногда долго не разгорается огонь, или валит такой дым, что Пандитам приходиться громче и с большим усилием рецитировать, подливая больше масла гхи в огонь. В зависимости от класса ягьи подношение Агни делается от часа до двух. В огонь ничего постороннего не бросают, ни бумажки, ни веточки ни нитки.

Завершение

Завершающая часть хомы – это Пурнавати. Деватам через священный огонь предлагаются освященные во время ягьи фрукты и семена, шелковая материя (или даже целое сари), масло гхи в большом количестве. По тому, как сгорают подношения тоже можно определить, довольны ли Деваты. Наблюдать за этой частью церемонии всегда волнительно даже для самих пандитов. Пунарнавати можно отнести к священнодействию.

По завершению Пурнавати, заканчивается и сама хома. Пандиты и все кто непосредственно присутствовал при Хоме, с повторением мантр обходят вокруг кунды, получают благословение. Происходит церемония освещения и благословения от Пандитов. Делается намаскар Агни, кунде, ягье и пандитам. После этого все радуются и угощаются прасадом (предложенными продуктами - фрукты, каша, панчаамрита), а так же угощают всех вокруг.


Джей Гуру Дэва

Свасти