+917259922799
 
Mysore, Karnataka, India. PIN-570031
Дни работы: Вс—Пт (Суббота выходной) С 9:00—20:00
 

ЯГЬЯ. Как это происходит?

Для многих образованных людей уже давно не секрет, что почти все звуки, а точнее вибрации, создаваемые этими звуками, определенным образом воздействуют на окружающие нас мир, предметы в нем, на пространство и человеческие тела.

Ведические гимны и мантры, произносимые особым образом обученными людьми на санскрите - это звуковые вибрации, с помощью которых пандиты (ученые брамины) обращаются к Силам природы, поддерживающих наше бытие, через эгрегоры различных Божеств, которые являются множественным ее выражением. Рецитация мантр, особым образом, произношение ведических, браманических и тантрических текстов «священной речью» приводит к определенным результатам, описанным в древних ведических текстах Риг Веды, Яджур Веды и Сама Веды. Современным языком можно сказать, что в этом заключен основной принцип технологии ягьи. Такая звуковая вибрация создает особые влияния на первоэлементы, пространство и время. Но это только верхушка айсберга!
Веды и ягьи.
Из прошлой эпохи до нашего времени дошло не так много. Но не смотря на это все же в наше время классифицировано 4 основных ведических текста: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа (веда ритуалов). Их сейчас называют ведой. Ригведа (дословно «веда гимнов») - первая из вед является изначальной и основной. Она в начале зашифрована и доступна только практикующим людям в традиции браманизма. Остальные части -это собрание особых обращений к сознанию творца, его качеств, описаний творения. Умам обывателей проще это понимать как нечто религиозное. По этому английские и немецкие переводчики описали Ригведу как религиозные гимны. Но в Ригведе есть упоминание о структуре нашей солнечной системы, социальной иерархии населения планеты, встречаются наставления по оздоровлению и социальным нормам поведения для людей в разные эпохи. Самаведа (движение самости) – особые ритуальные песнопение обращенные к Маха Бхутам (Великим духам-стихиям), ко всему живому. К качеству текущей пробужденности материи. Эти тексты с музыкальным уклоном. Они используются только в специальных церемониях или маха ягьях. Яджурведа (Веда жертвенных формул) - собрание изречений и молитв, которыми сопровождается разрушение чего то, жертвоприношение материалов, тканей, злаков, металлов и которым приписывается особая магическая сила. Существует два направления Шукла (белая) и Крышна (черная) Яджурведа. Атхарваведа (знание силы слова, тексты заклинаний с указанием полной хронологии обрядовых действий) — это христоматийный справочник о множественных церемониях, обрядах посвящения, наречения имени, подношениях, заклинаниях, заговорах от порчи (это, что сохранилось и в России из вед).

Все остальные тексты, принято считать Ведической литературой или Упаведой (младшей ведой). Такие как Веданги (Джойтиш), Упанги (Санкхья, Йога, Веданта) ,Упаведа (Аюрведа, Дханур веда, Стхапатья веда), Браманы (Упанишады, Пураны) и Прадишакьи. Это комментарии к Ригведе и другим, написанные просветлёнными мудрецами в связи с тем, что веда с ходом времени становится недоступной большей части населения земли! Юги меняются, и с каждой сменой эпох мозг людей не способен воспринимать смысл Знания. А в Двапара югу люди стали более невежественными, и потеряли со временем способность воспринимать веду как целиком так и частично. По этому потребовались разъяснения к основным текстам вед и наставления, как их использовать в Кали югу. То есть наше время.

Каждая веда подразделяется на разные тексты в соответствии со своим предназначением, и исполняется при помощи человеческого голоса специальными размерами, несколькими способами. Иногда используется специальная «шифровочная» комбинация, текст преобразовывают для того что бы добиться определенного результата или воздействия в ходе церемонии.
В наше время 100% ведические ягьи не делают, так как это не возможно по ряду причин. Во первых это очень затратное мероприятие и готовится к нему нужно от 3 до 5 лет! Во вторых, нет чистых мест для этого, а что бы очистить пространство под ягью, его нужно приготовить, сносить под ноль какое то поселение и отстраивать новый поселок. Кто даст такое разрешение? Это всегда проблема.

По этому в наше время проводятся Браманические церемонии в пространстве храма или специально приготовленных для этого мест где ни кто не живет и не хранит предметы для жизни! В этих церемониях (Яджня, Ягья, Агнихотра-Хома) пандиты используют сочетания разных фрагментов из вед, соответствующие заданной теме, так, что в целом получается самостоятельный текст. Но его нельзя взять и записать на устройство и воспроизводить постоянно по запросу! Как бы в следующий раз, для осуществления похожего действа. Это так не работает. Это нужно понимать. К сожалению из-за того что Ведические яджни большая редкость в наше время по причине своей сложности в организации процесса, мы можем с вами участвовать только в браманических и тантрических ягьях и то, только в двух штатах южной Индии - Карнатака и Тамил-Наду. На севере Индии конечно то же есть еще группы пандитов, которые что то делают, но только в дни больших праздников и на заказ от туристов.
Где проводится процедура. Место для ягьи.
Лучшим местом проведения Ведической яджни считается или место силы или место, где кто-то выполнял тапас (аскезу). В наше время это как правило определенная Агама (храм) или Кшетра. Но не всегда. Это может быть и дерево или место у реки. У священной реки Кавери или Ганги например. В Индии в каждом штате есть такие места. Для больших ягий, которые совершаются в дни особых мухурт или ведического праздника Наваратри например, ягьи создаются особые. И для этого сооружают специальные сооружения. Они напоминают (если смотреть сверху) летящую птицу или квадратную площадку со ста и более кундами (место горения огня), но и они обычно строятся рядом с храмами и потом такое сооружение уничтожается. Это бывает крайне редко и такое событие скорее что то особенное, чем постоянное. Последнее такое мероприятие было в штате Карнатака, весной 2014 года (я в нем принимал участие как гость, бейджик храню как реликвию!.

Браманические ягьи более часты и доступны для участия обычных людей. Для них они и созданы! Их проводят в храмах определенных Божеств. В жилых домах, перед началом проживания в нем всегда проводиться рад специальных процедур и основная ягья - это Гриха правеша ягья. Ее проводят особенно если это новый дом. В поле, где начинается посевная! В поселениях, деревнях, перед началом посевной компании и начала уборочной проводят специальные ягьи. Перед и в самом процессе свадебных событий делается целый ряд церемоний и длятся они двое или трое суток! Особый праздник это Намикарана - наречение имени. Упанаяна - день принятия обетов в шишья (ученик, послушник) в браминских семьях. Абсолютно все действия связанные с активностью в этой материальной жизни в Индии связаны с ягьей. В Индии ничего не делается без нее!

Существует рассчитанный еще в древности календарь, мы его называем Ведический, а в Индии это Панчанга (Пять анга- частей времени). События движения лунных накшатр и раши (знаков), составленный в хронологическом порядке еще в древности и указывающий какие дни благоприятны для жизненной активности, а какие не очень. Основываясь на этом календаре действует вся система активности «Храмовой Индии». По ней ученые пандиты назначают даты церемоний, исходя из проходящих в природе циклов. Исходя из этого календаря предписана и житейская активность. Когда что делать, когда начинать и т.п. Этому в Индии придерживаются до сих пор, а на юге особенно строго. Вся жизнь выстроена исходя из этого календаря и по этому в Индии так много праздников! Каждый месяц, это проявления какого то качества в природе, и в ведической традиции в эти дни принято делать подношения проявившейся Силе. Это оформлено в виде иногда очень пышных и красочных церемоний, где ягья является кульминацией. За это многие туристы и любят эту страну. Это очень сильно влияет на пространство людей вовлеченных в это, это мы называем культурой Индии. Хотя это только часть побочного эффекта от ягьи. Основной ее смысл указан в одном из тексте Ригведы. Его можно трактовать как Гимн Единства:

«Сахана Вавату Саханау Бхунакту Сахавирья Карававахай Тэджас винана вадхисту тамасту ма Видвишавахай». Это предложение объединяться, быть вместе, кушать вместе, жить вместе! Вместе радоваться жизни! И не проявлять негативность!

Подготовительный процесс перед началом Ягьи.
Подготовительный процесс является неотъемлемой частью каждой ягьи и это естественно. Любое действие требует тщательной подготовки. По этому все это делается заранее, минимум за неделю! (я так делаю)
Если описывать его кратко, то основные предметы, участвующие в ритуале ягья это статуи - лики Дэват (Божеств)и Калаши. Калаши (сосуды) могут быть как из серебра так и из меди, тали (брас). В этой традиции Калаш важный символ и он выполнен в виде кувшина особой формы, без ручки, в горлышке которого помещены рисовые зерна (они запаяны там навсегда). Колокольчик из серебра или браса, подсвечники разных форм, специальные чаши и тарелки, ОЧЕНЬ много ритуальной посуды. Множество различных ингредиентов, священная травы куша и дурба, сушенные травы 108 типов, множество специальных семян, иногда используются порошки и специи. Множество всяких орехов (минимум пять видов), специально собранных палочек, только новые ткани, новое х/б сари для пурнавати (окончания огненной церемонии), неочищенный тростниковый сахар, масло гхи, рис, молоко, мед, розовая вода, благовония и конечно же сладости. Панча фрутс - пять сладких фруктов, включая бананы. Или доступные по сезону, включая бананы. И конечно же много цветов, минимум пять видов. Листья банановых и других деревьев, таких как Бильва и Бадьян.

В ягье много всяких "мелочей" и все они имеют смысл и свое назначение. И кроме расстановки всех ритуальных предметов по местам, есть еще один интересный и мистический процесс. Это создание - рисование на плоскости (на земле или на дощечке) янтр, разноцветными органическими порошками из высушенных цветов, рисовой муки и мела. Такая янтра создается в ручную, один раз, для определенной Хомы. Каждый раз она насыпается и служит двухмерным символом божества, которому делается подношение в ходе церемонии. Оно и изображение и место, где будет присутствовать Дэвата в ходе церемонии. Имеет место так же разрисовывание кунды. Кунда — это место, где зажигается и горит в процессе подношения жертвенный огонь. Кунда это место, где кормят Агни, сжигая приготовленные заранее многочисленные ингредиенты. И призывают других божеств прийти за своей долей пищи - подношений. Кунда обкладывается с четырех сторон кушой (специальной травой) в определенном порядке, и разрисовывается сухими красками вручную. Это выглядит очень красиво и мистично для нас туристов:).
Для каждой ягьи рисуют свою, особую янтру, соответствующую характеру и типу Ягьи и Хомы.

Из каких частей состоит Ягья?

Нужно понимать, что ягья это процесс определенных действий, оформленный в церемонию как процесс и он всегда является творчеством. Ягья имеет свои особые принципы и правила проведения, они очень важны и их стараются четко соблюдать и соответствовать цели мероприятия. И это не шоу и направлено на процессы трансформации сознания его участников. По этому нужно понимать, что ягья это всегда возможность общения с Силой и необходимо придерживаться некоторых правил, соблюдать пост и дресс-код. Из-за того что я уже лично принимал участие в сотне таких мероприятий, я чувствую этот процесс. И по этому отношусь к нему с огромным почтением и трепетом! Это честь для меня. И по этому рекламировать и продавать это как вещь или товар я не могу. Делать он-лайн трансляцию и публиковать это в ютубе я тоже не буду. Показать что то возможно только лишь человеку, для кого делается ягья. Или для группы людей, но только те части церемонии, которые можно показывать. Так как есть этические правила и нормы, которые нельзя нарушать. Это важный момент.

Браманическая ягья всегда начинается с гимна Ганапати (реже с гимна Вишну или Шиве). Делается так называемая Ганапати Пуджа - отдельное подношение для устранения всех препятствий и для получения благословения на проводимую ягью.
После приветствуется Божество, которое покровительствует тому месту, где проводиться ягья. Пандиты делают все необходимые процедуры, как для самих себя, так и для места где делается церемония. Есть особые ягьи, где подготовка занимает огромное количество времени, от трех до пяти дней. Обычная подготовка простой Ганапати Хомы это два часа. Дело в том, что структура таких церемоний это такой магический процесс, начав который нельзя прерываться. Любая заминка или не дай Бог остановка по каким то причинам, расценивается как негативный знак и все останавливается, до следующего благоприятного времени. А это все не просто и не дешево. По этому в е стараются готовится тщательно.

После окончания подготовки, очищения предметов и места, ведущим пандитом озвучивается санкальпа (обет и выражение намерения). В Санкальпе произноситься текст в специальном стиле, о том, какой выбран день для проведения ягьи (мухурта - благоприятное время), в каком времени и месте будут совершаться жертвоприношение, каким человеком или главой семьи, для кого. Ягья совершается именно человеком и от его имени. Это очень важно понимать. Конкретно указывается КТО это и его место воплощения через систему вычисления, принятой в джйотише. По этому и нужна Натальная карта, что бы знать как представить человека, его определение как существа и местоположение в пространстве. Имя в данном случае, имеет последнее значение. В процессе озвучивания санкальпы Пандиты не являются посредниками, они - ученые, обладающие знанием и сведущие в процедуре, как ПРАВИЛЬНО сделать совершенное действие - Яджню. Поэтому в Санкальпе произносится имя (имена) того или тех, кто вызвался эту ягью совершить. Кто имеет намерение сделать действие - подношение Силе. На кого будет направлено её внимание. По этому перед ягье требуется подготовка для того, кто заказывает ягью. Лучше если это будет пост и воздержание. Это правила элементарной безопастности.
После призываются Ишта дэваты, божества места или храма, Нава граха (9 планет) и Панча махабхута (5 первоэлементов). Для этого заранее устанавливаются калаши и заполняются водой и травой Лаванча. Такая инсталляция из одного или нескольких калашей называется Калаша стхапана. И служит для обращения к Божеству. Их украшают особым образом, используя специальные ткани (валли, дхоти) рис и гирлянды из цветов. В большинстве ягий Калаша стхапана имеет пять калашей, но в некоторых больших ягьях их количество бывает 28 или 54. На маха ягье их может быть значительно больше. Количество калашей зависит от того, одному или нескольким Божествам делается ягья. В главные калаши призывается центральное или старшее по иерархии Божество, в другие — 5 первоэлементов или его качеств. Полная форма калаша – это сама чаша, бетелевые листья, целый чищеный но не открытый кокос, окрашенный в центре куркумой и кум-кумом, ткань, рис и цветы. Во время Калаша стхапана Пуджи, в процессе длительного повторения гимнов и призыва деват, вода в калашах освящается привлеченным Божеством. В дальнейшем этой водой благословляется человек (или его фото). Прокшина - процедура окрапления священной водой, самих пандитов, участников, места вокруг, кунды, а так же все подношений. Эти подношения по окончании церемонии станут прасадом - освященной пищей. Вода - прекрасный носитель структурированной энергии, по этому это знание и техника применяется и в других религиях.
Арати - церемония очищения всего вокруг и оживления Агни в кунде. Разжигания священного огня через карпуру. Предложение алтарю или пяти первоэлементов: огня, воды, воздуха, земли и эфира. Действие Благословления всех присутствующих через пандитов. Намаскара - поклон алтарю и пандитам (этот поклон делается несколько раз за всю церемонию ягьи). Дакшина - материальное подношение Богам через пандитов.
После Санкальпы, различных соответствующих моменту пудж и арати Пандиты делают джапу (повторение мантр шепотом). Иногда в процессе проведения ягьи это делает один или несколько пандитов (параллельно процессу ягьи), а другие продолжают делать другие процедуры. Этот ритуал считается интимным, не предназначенным для всеобщего обозрения и поэтому четки перебираемые пандитами в процессе повторения прикрываются под куском материи (дхоти) или держатся в специальном мешочке. В некоторые ягьи включают Параяну - специальный ритуал начитывания множества мантр. Порой наговаривается несколько тысяч мантр. В Карнатаке популярна Дурга параяна. Так как параяна несет защитный и оздоровительный эффект, то принято обращаться к самой сильной эпостаси Божественной матери - ДУРГЕ. Она является хранительницей семьи и защитницей всех благодетелей.
Далее от Калашей и храмового алтаря действие ягьи перемещается к Мандале - рукотворной янтре. Она всегда делается до начала церемонии, на приготовление которой уходи час-полтора! Делается пуджа, джапа если нужно и Мандала арати. Мандала как вы уже читали выше и поняли - это традиционное графическое изображение божества и одновременно двухмерный дом для него. Созданный на время всей церемонии. После окончания которой она будет разрушена. В браманической традиции всегда делается Пуджа для Мандалы и предлагаются толко свежие цветы и фрукты!

После небольшого отдыха (без еды и питья жидкостей) вся процессия переходит к кунде, где и совершается собственно, жертвоприношение огню - Хома. Через Агни, Божества могут получить свою часть приготовленного для них подношения. Для этого возжигается особым образом огонь. Для поддержания огня как правило используются сухие, приготовленные заранее дрова, только двух пород деревьев, и иногда сандал. Сразу без остановки читаются специальные защитные тексты из Яджурведы. Потому что на хому слетаются, как вы понимаете, не только Божества! В кунду, постоянно наговаривая тексты из гимнов и произнося мантры. Поддерживая зажженный огонь Пандиты льют масло гхи, бросают семена, специально отваренный рис, воздушный рис, Саммутту - мелкий хворост из разных пород деревьев. В специальных ягьях, помимо риса или вместо него используется что-то другое (например, черный кунжут в Махамритьюмджай ягье, или красный перец чили, в ягье Пратьянгира). Для кормления Агни заранее приготавливается специальная «каша» - Гуданна, иногда несколько ведер! В Наваграха Хоме гимны поются каждой планете, а так же какому-то конкретному Божеству.

Обычно негативное влияние планеты в гороскопе Яджамана (человека заказавшего ягью) видно по тому, как горит огонь в кунде, появляется ли черный дым или его очень много, или огонь вообще может погаснуть, при том что дрова абсолютно сухие и на улице +35 без ветра и дождя! И все всегда по-разному, хотя ингредиенты одни и те же. Те же сухие дрова и свежая дурба, вареный рис, свежее гхи. Ситуацию с человеком, его индивидуальный гороскоп можно буквально «читать» по «реакции огня» на происходящее подношение. Иногда долго не разгорается огонь, или валит такой дым, что Пандитам приходиться громче и с большим усилием рецитировать, подливая больше масла гхи в огонь. В зависимости от класса ягьи проводиться одна Хома или несколько. Подношение Агни делается без остановок, и длиться от часа до трех. Все это время пандиты читают мантры. В огонь ничего постороннего не бросают, ни пакеты, ни бумагу, ни веточки ни нитки, ни какого постороннего предмета. Только то что приготовлено заранее для трансформации.

Завершение

Завершающая часть хомы – это Пурнавати. Финальное подношение, завершающее огненную церемонию. Всем приглашенным на Ягью Деватам, через священный огонь предлагаются освященные во время ягьи специальные порошки, сухофрукты и орехи, сладости, фрукты и семена, шелковая или хлопковая материя (всегда новое целое сари), масло гхи в большом количестве. Ингредиенты для пурнавати определяются характером Хомы. По тому, как сгорают подношения тоже можно определить, как все прошло, «довольны ли» Деваты. Наблюдать за этой частью церемонии всегда интересно и волнительно даже для самих пандитов. Пунарнавати можно отнести к священнодействию. Фотографии этого действия иногда бывают крайне сюрреалистичны, поверьте.
По завершению Пурнавати, делаются еще несколько необходимых действий, после которых заканчивается и сама хома. Пандиты и все кто непосредственно присутствовал при проведении Хомы, с повторением мантр обходят вокруг кунды, получают благословение. Ведущий Хому пандит "закрывает" кунду, и очищает предметы использованные в ней. Происходит церемония освещения и благословения от Пандитов. Делается намаскара Агни и кунде.

После этого делается заключительная пуджа Мандале и Калашам. Так как Браманическая ягья всегда миролюбива, по этому Дэват приглашают и обязательно отпускают (чего не скажешь про тантрические ягьи). Заключительное арати и каждый читает мантры благодарности своей традиции и своей Шакхе и Готре (семье и роду) к которому он принадлежит. Тот кто был инициатором или организатором ягьи одаривает Пандитов дакшиной (оплатой). В наше время как правило это новое Дхоти (Панчами) и конечно денежки, но в конверте (Пандиты не должны касаться бумажек). В деревнях местные жители могут расплатиться с Пандитами скотом или продуктами своего производства. После раздачи "подарков" все радуются и угощаются прасадом (предложенными продуктами - фрукты, каша, панчаамрита), а так же угощают всех вокруг обязательно. Все должны отведать прасада и люди и животные и птицы и муравьи!!! Кормление Пандитов и всех "случайных людей" кто пришел на ягью - это часть самой церемонии, и как мне видится не самая последняя. Разделить чистую пищу с окружающими - это важная часть ведической традиции. Сакральный смысл яджни - поделиться действенной радостью и счастьем ощущений.

Если подытожить выше описанное, то можно сказать что Ягья, как действие - это абсолютный артефакт в нашей современной жизни. И как по мне это большая удача прикоснуться к нему. Это процесс, вызывающий особые переживания, это нечто на самом деле не поддающееся описанию. А про результаты я просто скромно промолчу. Участвовать в ягье конечно лучше присутствуя на ней лично, так как даже самая "простая" и "обычная" ягья это нечто, что вы никогда не испытывали ранее, уж поверьте. Принимая участие лично я увидел много волшебных моментов, и даже умудрился их заснять на камеру пару раз. Но главное не это. Главное что мы с вами еще пока имеем возможность участвовать в реальном волшебстве. Где даже дистанционное участие дает абсолютно чудесный опыт и результат.

Джей Гуру Дэва

Свасти

Данная статья является объектом авторского права, все права принадлежат www.ayurvedin.com . Любое воспроизведение или распространение указанного материала или его фрагмента в любой форме может производиться только с письменного разрешения правообладателя. При использовании материала ссылка на него обязательна.
Контакты
Наши телефоны:
Наш адрес:
Mysore, Karnataka, India. PIN-570031
Дни работы: Вс—Пт (Суббота выходной) С 9:00—20:00
Whats App +7 9811859971, Skype: marichae